О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Раздел XII. Производство в Конституционном Суде РФ

 

Конституционное судопроизводство предполагает наличие следующих стадий:

1.  Внесение обращения в Конституционный Суд РФ:

2.  Предварительное рассмотрение обращений в Конституционном Суде РФ;

3.  Принятие обращения к рассмотрению в Конституционном Суде РФ либо отказ в принятии к рассмотрению;

4.  Подготовка дела к слушанию в Конституционном Суде РФ:

5.  Судебное разбирательство в Конституционном Суде РФ;

6.  Принятие итогового решения Конституционным Судом РФ;

7.  Провозглашение и направление итоговых решений Конституционного Суда РФ;

8.   Исполнение решений Конституционного Суда РФ

 

Вопрос 563. Компетенция Конституционного Суда РФ

 

При освещении вопроса о компетенции Конституционного Суда РФ необходимо отметить, что этот орган конституционного контроля решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы. Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ.

г)   не вступивших в силу международных договоров РФ;

2)  разрешает споры о компетенции:

а)   между федеральными органами государственной власти;

б)  между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)   между высшими государственными органами субъектов РФ:

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного иди подлежащего применению в конкретном деле;

4)  дает толкование Конституции РФ:

5)  даст заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6)  выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

В процессе осуществления конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ должен воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств дела во всех случаях, когда это входит в компетенцию иных органов.

 

Вопрос 564. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ

 

Дело может быть рассмотрено Конституционным Судом РФ только при наличии соответствующих повода и основания.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в Конституционный Суд РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, иди выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

 

Вопрос 565. Общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ

 

Обращение в Конституционный Суд РФ является первой стадией конституционного судопроизводства (о стадиях конституционного судопроизводства см. вводную часть к разделу XII).

Обращение в Конституционный Суд РФ должно соответствовать определенным требованиям. Такие требования подразделяются на общие и специальные. Если требования должны быть соблюдены при направлении любого обращения, то они относятся к числу общих, а если только к определенному виду обращения в зависимости от категории дела – то специальных. Закон предъявляет следующие общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ.

Обращение направляется в Конституционный Суд РФ в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (лицами).

В обращении должны быть указаны:

1)  Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;

2)  наименование заявителя (в жалобе гражданина – фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4)  наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

5) нормы Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ;

6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;

7)  конкретные, указанные в Федеральном конституционном законе № 1-ФКЗ основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом РФ;

8)  позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ;

9)  требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду РФ;

10)   перечень прилагаемых к обращению документов.

 

Вопрос 566. Принятие обращения к рассмотрению Конституционным Судом РФ

 

Принятие обращения к рассмотрению Конституционным Судом РФ является третьей стадией конституционного судопроизводства (о стадиях конституционного судопроизводства см. вводную часть к разделу XII).

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями), о чем уведомляются стороны.

В случаях, не терпящих отлагательства. Конституционный Суд РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого между народного договора РФ до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом РФ.

 

Вопрос 567. Отказ в принятии к рассмотрению обращения в Конституционный Суд РФ

 

Конституционный Суд РФ нс все полученные обращения принимает к своему рассмотрению.

Конституционный Суд РФ принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:

1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду РФ;

2)  обращение в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ нс является допустимым;

3) по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

В случае если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом РФ производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.

 

Вопрос 568. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ

 

Рассмотрение дел в Конституционном Суде РФ подчиняется ряду общих процедурных правил.

Пленарные заседания Конституционного Суда РФ созываются Председателем Конституционного Суда РФ, а заседания палаты – председательствующим в палате.

Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании Конституционного Суда РФ или в заседаниях палат принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.

Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Конституционный Суд РФ может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.

Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда РФ, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд РФ назначает одного или нескольких судей - докладчиков.

При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного Суда РФ истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению к вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Уведомление о заседании Конституционного Суда РФ, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее, чем за десять дней до начала заседания. При этом отзывы на обращения направляются в указанный срок лишь в случае, если они поступили не позднее, чем за две недели до начала заседания.

Объявления о заседаниях Конституционного Суда РФ помешаются в доступных для граждан местах занимаемого им здания, а также в средствах массовой информации.

 

Вопрос 569. Участники процесса в Конституционном Суде РФ, их права и обязанности

 

Участниками процесса в Конституционном Суде РФ считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

1) заявители – органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;

2)  органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке:

3)  государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд РФ, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Стороны облагают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда РФ, дать объяснения и ответить на вопросы.

Эксперт вправе с разрешения Конституционного Суда РФ знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду РФ обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда РФ и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.

 

Вопрос 570. Порядок исследования вопросов в судебных заседаниях Конституционного Суда РФ

 

Вопросы в судебных заседаниях Конституционного Суда РФ исследуются в определенном порядке.

Исследование по существу рассматриваемого в заседании Конституционного Суда РФ дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда РФ.

По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный суд РФ заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.

Установленный решением Конституционного Суда РФ порядок может быть изменен только им самим. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Конституционного Суда РФ по порядку исследования вопросов рассматриваются безотлагательно.

 

Вопрос 571. Объяснения и заключительные выступления сторон в заседаниях Конституционного Суда РФ

 

В соответствии с порядком, установленным решением Конституционного Суда РФ, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной.

Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Конституционном Суде РФ для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан.

Объяснение стороны выслушивается Конституционным Судом РФ в полном объеме.

После объяснения стороны ей могут быть таланы вопросы судьями Конституционного Суда РФ и другой стороной, а с разрешения Конституционного Суда РФ – также экспертами.

По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный Суд РФ может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям.

Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Конституционным Судом РФ.

 

Вопрос 572. Исследование доказательств в заседаниях Конституционного Суда РФ

 

В заседаниях Конституционного Суда РФ могут быть исследованы следующие Виды доказательств: заключение эксперта, показания свидетелей, документы

В заседание Конституционного Суда РФ может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо Конституционным Судом РФ.

При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к велению Конституционного Суда РФ, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах.

В заседании Конституционного Суда РФ по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение.

Документы, исследованные Конституционным Судом РФ, подлежат, по решению Конституционного Суда РФ, приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях.

 

Вопрос 573. Виды решений Конституционного Суда РФ

 

Конституционный Суд РФ после проведения судебного разбирательства выносит решение, в котором выражает свою волю по существу дела.

Вынесение итогового решения Конституционным Судом РФ является шестой стадией конституционного судопроизводства (о стадиях конституционного судопроизводства см. вводную часть к разделу XII).

Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда РФ, является решением Конституционного Суда РФ.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу любого из вопросов о соответствии Конституции РФ нормативных актов, спорах о компетенции, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов, о толковании Конституции РФ именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

В заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

 

Вопрос 574. Передача дела палатой Конституционного Суда РФ на рассмотрение в пленарном заседании

 

Конституционное судопроизводство может осуществляться как палатой Конституционного Суда РФ, так и в пленарном заседании. Компетенции палаты и пленарного заседания различны.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации исключительно на пленарных заседаниях:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации:

2)  дает толкование Конституции Российской Федерации;

3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4)  принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации;

5)  решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

В случае если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционною Суда РФ, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание.

 

Вопрос 575. Юридическая ста решения Конституционного Суда РФ

 

Юридической силой нормативного акта называется одно из главных его свойств, которое определяет степень его подчиненности актам вышестоящих органов и его место в иерархической структуре нормативных актов. Решения Конституционного Суда РФ по своему характеру являются нормативно-прецедентными актами, то есть обязательны для всех субъектов права, а не только для сторон по рассматриваемому делу.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Это означает признание того факта, что в судебной системе РФ нет иного органа конституционного судопроизводства, управомоченного проверять соответствие нормативно-правовых актов Конституции РФ и в случае их неконституционности лишать их юридической силы (статья 125, часть 6 Конституции РФ).

Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ, не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, нс подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично, либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений или дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что решения Конституционного Суда РФ по своей юридической силе уступают только самой Конституции РФ.

 

Вопрос 576. Разъяснение решения Конституционного Суда РФ

 

В некоторых случаях решения Конституционного Суда РФ нуждаются в разъяснении. Разъяснение решений Конституционного Суда РФ может быть официальным и неофициальным, в том числе профессиональным и доктринальным.

Решение Конституционного Суда РФ может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом РФ в пленарном заседании или заседании палаты, принявшей это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд РФ, других органов и лиц, которым оно направлено.

Вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда РФ рассматривается на пленарном заседании или на заседании палаты, принявшей это решение, с участием ходатайствующего органа или лица. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу.

О разъяснении решения Конституционного Суда РФ выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение.

 

Вопрос 577. Субъект права на обращение в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод

 

Не любое лицо имеет право на обращение в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.

Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

К числу иных органов и лиц, указанных в федеральном законе и обладающих правом на обращение в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод, относятся:

генеральный прокурор РФ (ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., № 8. ст. 366);

уполномоченный по правам человека (п. 5 ч. I ст. 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1 -ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. № 9. ст. 1011).

 

Вопрос 578. Допустимость жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод

 

Конституционный Суд РФ принимает к рассмотрению только те жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод, которые удовлетворяют требованию допустимости.

Согласно ст. 97 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1 -ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

1)  закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Таким образом, в качестве элементов категории допустимости жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод можно указать:

жалоба подается в отношении закона:

должны затрагиваться права и свободы граждан;

затрагиваемые права и свободы должны относиться к категории конституционных;

закон применяется в рамках конкретного юридического дела.

дело, в рамках которого имеет место применение обжалуемого закона, должно быть официально оформлено в судебном либо ином правоохранительном органе.

 

Вопрос 579. Пределы проверки Конституционным Судом РФ соответствия Конституции РФ закона, указанного в жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан

 

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает определенные пределы проверки соответствия Конституции РФ закона, указанного в жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Пределы проверки Конституционным Судом РФ соответствия Конституции РФ закона, указанного в жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан, устанавливаются статьей 86 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ. При этом Конституционный Суд РФ устанавливает соответствие Конституции РФ закона, указанного в жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан:

1)  по содержанию норм;

2)  по форме;

3)  по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;

4)  с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

5)  с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;

6)  с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Указанные в пунктах 1,4,5,6 мероприятия относятся к материальному виду контроля, а в пунктах 2 и 3 – к формальному.

 

Вопрос 580. Виды решений Конституционного Суда РФ по итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан

 

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение 'законом конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих решений:

1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ.

В качестве примера таких решений можно назвать следующие:

Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 2004 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности пол пункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с коллективной жалобой граждан А. И. Березова, ГА. Васютинской, В.П. Крайнюкова, СП. Молдашова, СИ. Панина, В.Н. Потапова. А.И. Пудовкина и ВН. Юнды, а также жалобой гражданки Л.А. Гатаевой» (Собрание законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 52 (часть III) ст. 5585), которым подпункт 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2004 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 4 статьи 64 Закона Ленинградской области «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» в связи с жалобой граждан В.И. Гнездилова и С.В. Пашигорова» (Собрание законодательства Российской Федерации от 6 декабря 2004 г. № 49 ст. 4948) которым абзац первый пункта 4 статьи 64 Закона Ленинградской области «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан A.Д.,. Егорова и Н.В. Чуева» (Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июля 2004 г. № 30ст. 3214), которым положения части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, рейдирующие сроки и продолжительность выездных налоговых проверок, в том числе повторных, проводимых вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ранее проводившего проверку, признаны не противоречащими Конституции Российской федерации,

2) о признании закона либо отдельных его наложений не соответствующими Конституции РФ.

В качестве примера таких решений можно назвать следующие:

Постановление Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации. Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» в связи с жалобой гражданина М.А. Будынина» (Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 2003 г. № I ст. 152), которым абзац второй пункта 4 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные-сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации. Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полици覦 признан несоответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3).

Постановление Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и абзаца первого пункта 6 статьи 9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» в связи с жалобой гражданина М.А. Мкртчяна» (Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. № 48 ст. 4829), которым положение подпункта 1 пункта 3 статьи 9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», согласно которому федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно осуждено по вступившему в законную силу приговору суда за совершение преступления, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 19 (частям 1 и 2), 45 (части I) и 55 (часть 3).

Фактически Конституционный Суд РФ принимает и 1ретий вид решений – смешанные.

В качестве примера таких решений можно назвать следующие:

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» (Собрание законодательства Российской Федерации от 3 ноября 2003 г. № 44 ст. 4358), которым положения подпунктов «б», «в», «г», «д», «е» пункта 2 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» признаны нс противоречащими Конституции Российской Федерации, а положении подпункта «ж» пункта 2 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» – не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (часть 3). 19 (части 1 и 2), 29 (части 4 и 5), 32 (части I и 2) и 55 (часть 3).

Постановление Конституционного Суда РФ от 26 ноября 2002 г. М 16-П «По делу о проверке конституционности положений статей 77.1, 77.2, частей первой и десятой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А.А. Кизимова» (Собрание законодательства Российской Федерации от9декабря 2002 г. №49 ст. 4922), которым находящиеся во взаимосвязи положения статьи 77.2 и части первой статьи 175 УИК Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 363 УПК РСФСР – не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 46 (часть 1) и 50 (часть 3).

 

Вопрос 581. Последствия признания Конституционным Судам РФ обжалуемого закона не соответствующим Конституции РФ

 

Ч. 2 ст. 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает, что признание закона не соответствующим Конституции Российской Федерации во всяком случае влечет пересмотр разрешенного на его основе дела гражданина, оспорившего этот закон в Конституционном Суде Российской Федерации, компетентным органом в обычном порядке. Такой пересмотр осуществляется безотносительно к истечению пресекательных сроков обращения в эти органы и независимо от наличия оснований для пересмотра дела, предусмотренных иными, помимо Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», актами. Данное регулирование направлено на поощрение правовой активности граждан, способствующих устранению из действующего законодательства неконституционных норм и. следовательно, на защиту от нарушений прав и свобод других лиц.

Сама по себе норма ч. 2 ст. 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» не может рассматриваться как затрагивающая и, тем более, ущемляющая конституционные права граждан, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства, но чьи дела также были разрешены на основании актов, признанных неконституционными, поскольку не лишает их возможности использовать другие процедуры судебной защиты. На них распространяется положение ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которым решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях, т.е. с использованием закрепленных другом законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов.

При этом наличие материальных и процессуальных предпосылок, а также возможных препятствий (например, факт истечения срока исковой давности либо факт пропуска срока для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам) для пересмотра решений, основанных на неконституционных актах, устанавливается по заявлению гражданина или уполномоченного должностного лица тем судом, к компетенции которого отнесен такой пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства. Для защиты прав заявителей по этим делам могут использоваться все предусмотренные отраслевым законодательством судебные процедуры. Пересмотр судебных решений в связи с признанием нормы неконституционной возможен, в частности, как в порядке судебного надзора, так и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996года №4-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, B.C. Лалуева, Ю.В. Лукашова и И.П. Серебренникова» (Собрание законодательства Российской Федерации от 12 февраля 1996 г., №$ 7. ст. 701) и от 3 февраля 1998 года № 5-П «По делу о проверке конституционности статей 180, 181, пункта 3 части 1 статьи 187 и статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации от 9 февраля 1998 г., № 6, ст. 784) было признано неконституционным ограничение круга оснований пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам, препятствующее исправлению судебных ошибок.

К таким основаниям относится и признание примененной судом нормы нс соответствующей Конституции Российской Федерации, что, как указано в первом из названных постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, во всех случаях обеспечивает защиту права, нарушенного неконституционными правовыми актами, и пересмотр основанных на них решений судов. В соответствии с ч. 2 ст. 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» указанные постановления Конституционного Суда Российской Федерации влекут невозможность применения и других положений процессуального законодательства, ограничивающих основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений судов, основанных на актах, признанных неконституционными.

Пересмотру решений иных, кроме судов, правоприменительных органов служит институт обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

При использовании указанных процессуальных институтов, направленных на пересмотр дел, в которых были применены нормы, признанные Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, действуют установленные процессуальным законодательством пресекательные сроки, что требует от заинтересованных лиц своевременных действий по защите своих прав и законных интересов.

В случае признания федерального закона или закона субъекта Российской Федерации либо отдельных положений указанных законов не соответствующими Конституции Российской Федерации гражданам либо объединениям граждан, обратившимся в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 96 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 т. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации возмещаются в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации

1)  уплаченная государственная пошлина;

2)  расходы на оплату услуг представителей;

3) расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей,
понесенные ими в связи с явкой в суд;

4)  связанные с рассмотрением дела почтовые расходы;

5)  компенсация за фактическую потерю времени.

 

Вопрос 582. Рассмотрение Конституционным Судом РФ дел о конституционности законов по запросам судов

 

Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности данного закона.

Запрос суда допустим, если закон применен или подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле.

В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд РФ и до принятия постановления Конституционного Суда РФ производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.

Пределы проверки Конституционным Судом РФ соответствия Конституции РФ закона, оспариваемого в запросе суда, и виды итоговых решений по данному делу устанавливаются статьями 86 и 100 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ (см. вопросы № 579 и 580 соответственно).

Hosted by uCoz