Раздел VII. Налоговое право
Вопрос 289. Понятие налога и сбора, общие условия их установления, система налогов и сборов в Российской Федерации
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного веления или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщик и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база: налоговый период: налоговая ставка: порядок исчисления налога: порядок и сроки уплаты налога.
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Система налогов – совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-экономическим и правовым единством. Система налогов в РФ определена в гл. 2 НК РФ.
Вопрос 290. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых отношениях
Налогоплательщики и плательщики сборов – юридические и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги или сборы.
Налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд налогов.
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона (единоличный исполнительный орган ООО, АО, полные товарищи в товариществах) или ее учредительных документов.
Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ (родители несовершеннолетних, опекуны и попечители подопечных).
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с любыми участниками налоговых отношений на основании доверенности.
Вопрос 291. Особенности налогообложения адвокатов
Постановка на учет адвоката и снятие его с учета осуществляются налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых советом адвокатской палаты субъекта РФ.
Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.
Единый социальный налог уплачивается адвокатами по специальным ставкам, предусмотренным ч. 4 ст. 241 НК РФ.
Имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций освобождается от обложения налогом на имущество.
Вопрос 292. Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, принцип определения налоговой базы, виды налоговых вычетов
Налогоплательщики: физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в году), а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Объект налогообложения: доход, полученный налогоплательщиками. Для нерезидентов: только доход, полученный от источников в РФ.
Суммы, выплачиваемые при сокращении численности работников организации уволенному работнику в соответствии со статьей 178 ТК РФ, рассматриваются как компенсационные выплаты, не подлежащие налогообложению на основании пункта 3 статьи 217 ГК РФ.
Оплата дополнительного отпуска является гарантией, не может быть отнесена к компенсационной выплате и, соответственно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
При досрочной выплате пенсий по основаниям, не предусмотренным пенсионным законодательством, работникам, имеющим право на негосударственную пенсию по договору добровольного пенсионного страхования, суммы таких выплат подлежат налогообложению в полном объеме.
Принцип определения налоговой базы: определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Виды налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные.
Порядок применения стандартных налоговых вычетов установлен в ст. 218 НК РФ. В данной статье предусмотрены четыре вида ежемесячных вычетов в размере от 3000 до 400 руб.
Предоставление социальных налоговых вычетов предусмотрено в ст. 219 НК РФ, которая устанавливает три вида вычетов: затраты на благотворительность, на обучение и на лечение.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ право на социальный налоговый вычет имеют налогоплательщики, перечислившие часть своих доходов на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью находящихся на бюджетном финансировании, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, – в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде.
В указанной статье НК РФ не установлен перечень документов, необходимых для подтверждения права налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме пожертвовании, перечисленных (уплаченных) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности. Поэтому это могут быть различные документы, из которых должно быть ясно видно, что перечисленные суммы являются пожертвованиями религиозной организации, направленными для осуществления уставной деятельности организации.
Перечисление денежных средств может производиться в безналичном порядке п.: основании письменного заявления налогоплательщика, представляемого в бухгалтерию организации по месту получения дохода, из которого осуществляются перечисления. Документом, подтверждающим произведенные расходы, будет служить выдаваемая налогоплательщику по его требованию справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях организации, финансируемой из средств соответствующего бюджета, на благотворительные цели, или физкультурно-спортивной, образовательной или дошкольной организации на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд с приложением копии платежного поручения на перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об исполнении.
Если денежные средства перечислены непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, произведенные расходы подтверждаются банковской выпиской о перечислении денежных средств на указанные выше цели.
В случае внесения денежных средств налогоплательщиком наличными суммами в кассу организации, которой оказывается денежная помощь, подтверждающим документом является квитанция к приходному кассовому ордеру с указанием назначения вносимых средств.
Социальный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации с приложением документов, подтверждающих его фактические расходы на благотворительные цели.
Налоговый орган в соответствии со ст. 31 НК вправе требовать у налогоплательщика, заявляющего социальный налоговый вычет в связи с расходами на благотворительность, следующие документы, подтверждающие фактические расходы:
Справку (справки) о доходах налогоплательщика формы № 2-НДФЛ;
копии платежных документов, подтверждающих внесение (перечисление) денежных средств налогоплательщика на благотворительные цели.
Размер предоставляемого социального налогового вычета не может превышать 25 % от суммы дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде и облагаемого налогом по ставке 13 %.
Из пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ следует, что социальный налоговый вычет предоставляется в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию или иной документ, который подтверждает статус учебного заведения.
Социальный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации с приложением документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика за обучение его ребенка (детей).
Налоговый орган в соответствии со ст. 31 НК РФ вправе требовать у налогоплательщика-родителя, заявляющего социальны и налоговый вычет в связи с расходами на оплату обучения его ребенка (детей), следующие документы, подтверждающие фактические расходы за обучение:
Справку (справки) о доходах родителя-налогоплательщика формы № 2-НДФЛ;
копию лицензии образовательного учреждения;
копию договора поручения (если оплату на обучение производят родители и об этом нет записи в договоре на обучение);
копию договора с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг, заключенного между образовательным учреждением и учащимся либо между образовательным учреждением и налогоплательщиком – родителем учащегося дневной формы обучения;
копии платежных документов, подтверждающих внесение (перечисление) денежных средств образовательному учреждению за обучение ребенка (детей) налогоплательщика;
копию (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) налогоплательщика.
В соответствии с п. 2 ст. 219 НК РФ, социальные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика о предоставлении социальных налоговых вычетов при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.
Согласно п. 2 ст. 229 НК РФ лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства. В случае представления декларации лицами, не обязанными подавать декларацию в соответствии со ст. ст. 227 и 228 НК РФ, после 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, к ответственности, установленной ст. 119 НК, названные лица не привлекаются.
П. 1 ст. 229 НК установлено, что налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим, налогоплательщиками, указанными в статьях 227 и 228 НК.
С учетом положений п. 8 ст. 78 НК налоговые декларации с заявлениями о предоставлении социальных вычетов, предусмотренных ст. 219 НК могут быть представлены налогоплательщиками, поименованными в п.п. 1 и 2 ст. 229 НК, в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были произведены соответствующие расходы (на благотворительность, обучение, лечение).
В декларации указываются доходы, полученные налогоплательщиком за отчетный налоговый период, в котором были произведены расходы, предусмотренные п. 1 ст. 219 НК. Уменьшение налоговой базы по произведенным налогоплательщиком расходам производится в пределах, установленных пп.пп. 1-3 п. 1 ст. 219 НК.
Заявление налогоплательщика о возврате суммы налога в связи с предоставлением социальных налоговых вычетов может быть подано одновременно с подачей налоговой декларации и заявления о социальных налоговых вычетах с приложением документов, подтверждающих расходы налогоплательщика, указанные в пп. пп. 1-3 п. I ст. 219 НК.
Согласно ст. 220 Н К РФ предоставляются два вида имущественных вычетов: при продаже имущества и при строительстве (приобретении) жилья.
Согласно письму МНС РФ от 22 марта 2002 г. № СА-6-04/341 «О предоставлении имущественного налогового вычета» имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 НК не применяется в случаях, когда оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома или квартиры для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, а также в случаях, когда сделка купли-продажи жилого дома или квартиры совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии с п. 2 ст. 20 НК.
Предоставление профессиональных налоговых вычетов предусмотрено ст. 221 НК.
Вопрос 293. Налог на доходы физических лиц: налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налога, устранение двойного налогообложения, налоговая декларация
Налоговый период: календарный год.
Налоговые ставки: общая для резидентов РФ - 13 %, для нерезидентов РФ = 30 %. На доходы от долевого участия в деятельности организаций, а также на доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года и на доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года = 9 %. В ряде случаев предусмотрена налоговая ставка в размере 35 %.
Порядок исчисления налога. Общая сумма налога исчисляется применительно ко всем доходам, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сумма налога рассчитывается в полных рублях.
Налоговая декларация представляется в обязательном и добровольном порядке. В обязательном порядке налоговая декларация представляется лицами, занимающимися частной практикой, а также физическим лицам, имеющим вознаграждения, полученные от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.
Срок подачи налоговой декларации: 30 апреля следующего за отчетным года.
Устранение двойного налогообложения возможно только при наличии международного договора с соответствующим государством.
В Письме МНС РФ от 22 января 2002 С № СА-6-04/60 «О представлении налоговой декларации индивидуальными предпринимателями» обращается внимание на то, что обязанность представления декларации по налогу на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями предусмотрена п. 5 ст. 227 НК РФ. При этом декларация по налогу на доходы физических лиц представляется указанными налогоплательщиками в сроки, установленные ст. 229 НК РФ, независимо от результатов предпринимательской деятельности, а именно: получены доходы или имеет место превышение расходов над доходами, то есть налоговая база принимается равной нулю.
В случае прекращения предпринимательской деятельности до конца налогового периода индивидуальные предприниматели обязаны в пятидневный срок со дня прекращения предпринимательской деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде
Таким образом, ст. ст. 227, 229 главы 23 «Налог на доходы физических лиц», а также пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность индивидуальных предпринимателей представлять в налоговый орган по месту своего учета (месту жительства) декларацию по налогу на доходы физических лиц независимо от наличия у них объекта налогообложения.
В соответствии с пп. I п. I ст. 31 Н К РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Непредставление индивидуальным предпринимателем налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок является основанием для привлечения к налоговой ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ.
Кроме того, п. 2 ст. 76 НК РФ предусмотрено, что в случае непредставления индивидуальными предпринимателями налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций руководителем (его заместителем) налогового органа может быть принято решение о приостановлении операций по счетам в банке.
Вопрос 294. Налоги на имущество физических лиц: плательщики налогов, объекты налогообложения, порядок установления ставок налогов, льготы по налогам, порядок исчисления и уплаты налогов
Плательщики – физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объекты налогообложения: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Порядок установления ставок налогов: устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в следующих пределах: до 0,1 % – при стоимости имущества до 300 тыс. руб., от 0,1 до 0,3 % – при стоимости имущества от 300 до 500 тыс. руб., от 0,1 до 2 % – при стоимости имущества свыше 500 тыс. руб.
Льготы по налогам: ст. 4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1. Порядок исчисления и уплаты налогов: ст. 5 того же закона.
Вопрос 295. Налогообложение имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования
С 1 января 2006 г. в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.07.2005 № 78-ФЗ налог на наследование или дарение был отменен. В связи с этим налогообложение доходов, полученных от физических лиц в порядке наследования и дарения, регламентируется гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц».
Соответственно, с 1 января 2006 г. указанным Федеральным законом в статью 217 НК РФ были внесены изменения, согласно которым не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов. Таким образом, отменяется налогообложение имущества, полученного в порядке наследования.
Кроме того, указанным законом статья 217 НК РФ была дополнена пунктом 18.1, согласно которому не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено названным пунктом. При этом такие доходы освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
Таким образом, полученные в порядке дарения доходы в денежной и натуральной формах, недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.
Вопрос 296. Налогообложение имущества, переходящего физическим лицам в порядке дарения
См. вопрос 295.
Вопрос 297. Государственная пошлина. Понятие, плательщики, порядок и сроки уплаты. Дифференциация размеров государственной пошлины и особенности ее уплаты. Льготы. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
Государственная пошлина – сбор, взимаемый при обращении в государственные и иные органы или к должностным лицам, за совершением юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Плательщики: физические и юридические лица в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ либо выступают ответчиками в судах, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Порядок и сроки уплаты: предусмотрены ст. 333.18 НК РФ.
Дифференциация размеров государственной пошлины и особенности ее уплаты: установлены гл. 25.3 НК РФ.
Льготы: предусмотрены ст. 333.35 НК РФ.
Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины: предусмотрены ст. 333.40 НК РФ.
Для уточнения реквизитов счетов, на которые следует перечислять государственную пошлину, администраторам государственной пошлины необходимо обратиться в органы федерального казначейства по месту нахождения плательщика.
Особое внимание при заполнении плательщиком платежного документа при перечислении государственной пошлины следует обратить на недопустимость указания кода администратора государственной пошлины со значением «ООО», а также обязательное указание в полях «ИНН» и «КПП» получателя значения ИНН и КПП территориального органа администратора государственной пошлины и кода ОКАТО муниципального образования.
Внимание! Включен режим предварительного просмотра сайта (при выгрузке в Интернет этой надписи не будет).
|